Пишите нам:vesti.y@yandex.ru

знач.изм.
USD24/1158.460.5439
EUR24/1169.180.2247

Каталог предприятий

    • Гудит варшавское шоссе...

      Это нашей истории строки2015-01-2301314 255 лет назад была открыта сквозная почтовая гоньба

      фото  Слово «шоссе» французского происхождения, и оно означает всякую дорогу с твердым покрытием... А первым шоссе, которое пролегло по Калужской, Смоленской, Белорусской и другим землям, была и есть дорога Москва-Варшава. Ее называют по-разному: Варшавское шоссе, Брест-Литовское, Москва-Брест, Москва-Рославль, Москва-Бобруйск и так далее. Но чаще всего ее называют кратко – Варшавка. Дорога эта вступает в пределы Калужской области от реки Нары между деревнями Каменка и Папино.

      К устройству Варшавского шоссе (по плану) приступили в начале девятнадцатого века. Участок от Варшавы до Бреста был пущен в 1823 году, а встречный, от Москвы, вступил в строй в 1849 году. Строительная задача была далеко не простой и достаточно объемной. Протяженность дороги от Москвы до Бреста составляет 999 верст – это самая длинная в то время из всех дорог России. Из них 222 версты, то есть более одной пятой, приходится на Калужскую губернию.

      Инженеры прошлого века, в котором главным средством передвижения была лошадь, стремились привязать дорогу к возможно большему числу населенных пунктов.

      Сплошная почтовая гоньба по Варшавскому шоссе была открыта 2 января 1850 года. В пределах губернии на шоссе было 13 почтовых станций. В среднем они размещались на расстоянии 17 верст друг от друга. Здания станций кое-где еще сохранились, они были выстроены по проектам, разработанным в Петербурге. Многим калужанам хорошо знакома почтовая станция 1-го разряда в городе Малоярославец. В июле 1849 года в ней проездом из Москвы в Калугу останавливался Н.В. Гоголь. На каждой станции были смотритель, староста, 11 ямщиков и 21 лошадь. На узловой Малоярославецкой было 15 ямщиков и 45 лошадей. В то время Юхнов и уезд находились в составе Смоленской губернии. В Юхнове была своя почтовая станция (1 почтмейстер, 1 помощник, 2 смотрителя). Для перевозки почты содержалось 27 лошадей и 9 ямщиков. Другие почтовые станции на Варшавке были за пределами уезда. Что касается Юхновского уезда в целом, то на его территории были почтовые станции: на Гжатском большаке – село Ново-Успенск, на большаке Калуга-Вязьма: Климов-Завод, Слободка, Знаменка.

      Из истории строительства Варшавки известно, что ей уделяли особое внимание лица царствующей фамилии.

      Высочайшие царские указы Николая I, Александра II составили основную законодательную базу для строительства Варшавского тракта: «...Московско-Варшавское шоссе, построенное волею блаженной памяти Императора Николая I, является важным путем в стратегическом отношении, почему и забота о содержании такого пути должна всецело лежать на обязанностях правительства».

      9 декабря 1846 года объявлен указ императора Николая I о именовании сооружаемого от Москвы до Брест-Литовска шоссе Московско-Варшавским.

      1 сентября 1849 года объявлен указ об устройстве на Московско-Варшавском шоссе заставного дома шоссейного сбора.

      За ходом сооружения Варшавки следили губернаторы. Чтоб ускорить темп строительства, были организованы промежуточные участки, в том числе Рославльский.

      Со строительством Варшавского шоссе связаны многие исторические личности, которые жили и работали в Рославльском уезде. И в первую очередь это супруги фон Мекк.

      В ознаменование окончания постройки шоссе Москва-Варшава в Рославле была построена часовня-памятник. Фон Мекк на свои средства пристроил к ней алтарную апсиду и подарил иконостас. В 1872 году здание было освящено как церковь Александра Невского.

      Яркой страницей в жизни Надежды фон Мекк стала ее дружба с Петром Ильичом Чайковским.

      С историей Варшавки связана творческая деятельность выдающегося скульптора России Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971). Родился он в деревне Караковичи Рославльского уезда, учился в Рославльской мужской гимназии, закончил Петербургскую Академию художеств. Он создал выдающийся скульптурный образ дорожного рабочего: «Камнебоец». Его прототипом послужил простой рабочий Иван Куприн, привлекший скульптора благородством облика и внутренней содержательностью. В 1898 году за скульптуру «Камнебоец» С.Т. Коненков был удостоен Большой серебряной медали.

      В.Е. Маслов.

      (Из книги «Варшавка – российский тракт»).

    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить
    Фраза дня
  • 2017-11-24

    Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

    Топ статей

    Последние комментарии

    • Новости
    • О газете
    • Подписка
    • Архив номеров
    • Контакты