Пишите нам:vesti.y@yandex.ru

Каталог предприятий

    • ...И даже в третьем поколенье НАМ ЖАРКО ОТ ТОГО ОГНЯ!

      СВЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ2015-03-170441 Всё дальше и дальше уходит от нас то время, когда земля горела от взрывов бомб и снарядов. Всё меньше остаётся живых свидетелей тех страшных лет.

      фото  Уходит время, и притупляется боль. И кажется, что мы, живущие сегодня, уже не сможем осознать весь ужас военного лихолетья. Пройдёт ещё немного, и уже никто не сможет рассказать нам о той войне. Она уйдёт в историю. Как избежать забвения? Что сбережёт память?

      Ответ один: слово. Живое, великое. Лишь оно не подвластно времени. Лишь оно может пронести чувства, мысли сквозь годы, десятилетия. Оно способно сохранить всю глубину переживаний.

      Ежегодный конкурс чтецов «Живая классика» на этот раз был посвящён предстоящему юбилею Победы в  Великой Отечественной войне. За два часа конкурса перед глазами зрителей прошла вся война от первого дня до последнего. Мы кожей ощущали ужас 22 июня 1941 года и радость Победы. Смеялись и плакали, каждый день войны переживали так, будто она закончилась вчера.

      Наверное, этому способствовало и то, что все прочитанные ребятами произведения написаны людьми, знавшими о войне не понаслышке. Все авторы либо дети войны, либо участники, либо фронтовые журналисты. Только вслушайтесь в их имена: А.В. Митяев, В.А. Закруткин, Б.Л. Васильев, В.П. Катаев, Л.Ф. Воронкова, К.Д. Воробьёв, К.П. Рязанов, Э. Мамедханлы, Ю.А. Яковлев, А.В. Лиханов, Ч.Г. Айтматов, П.И. Ткачёв.

      фотоНо остаётся только удивляться, как сегодняшние мальчишки и девчонки, счастливые, выросшие под мирным небом, могли так читать? Что они знают о войне? Как могут чувствовать эту боль? Или это память по генам передаётся из поколения в поколение? И внутри каждого из нас железными тисками впечатано всё, что пережили наши предки…

      Ребята не только пропустили каждую строчку через себя, но заставили сопереживать и нас.

      Вместе с Машей Беликовой из Беляевской школы (учитель И.В. Сергеева) на дрожащих ногах мы спускались в подвал, где ждал смерти мальчишка-немец. Вместе с ней, на мгновение ставшей «Матерью человеческой», всем телом вздрогнули от крика: «Мама!».

      С Кристиной Пацкиной из второй городской школы (учитель Т.И. Китикова) побывали в фашистских застенках, где нечеловеческие муки терпели мать и дочь, не выдавшие сведения об отце-партизане.

      А как мы смотрели выпускные фотографии тех, кому не дано было вернуться с войны! «Завтра была война» – читала Дарья Фролова из Рыляк (учитель Л.Е. Ромашина), и мы видели лица ребят, молодыми ушедших в вечность.

      Что такое мешок овсянки в наши дни? Смешно. А в войну он мог стоить жизни. Мы поняли это из рассказа, который читала Наташа Чурбанова из Климовской школы (учитель Г.Н. Соломатина). Поняли под свист пуль и разрывы снарядов, чтобы уже не забыть.

      Не забудем мы и запах свежего хлеба, настоящего, на который голодным, исхудавшим волчонком смотрел мальчик Коля из рассказа «Цветок хлеба». Каждый, кто слушал в тот момент Анну Алексееву из Порослиц (учитель Н.И. Быстрова), никогда не выбросит недоеденный кусок в мусорное ведро. На него всегда будут смотреть жадные сиротские глаза мальчонки.

      Владислав Кутузов из Упрямова (учитель О.А. Панова), читавший отрывок из повести В. Катаева, наверное, сам мог бы стать сыном полка. Озорной, вихрастый, круглолицый. Разве не таким был знаменитый мальчик Ваня?

      Письмо с фронта – это событие. Их читали не только всей семьёй, но и всей деревней. Потому что у каждого кто-то родной был на фронте. И каждый слушал и думал о своём. Словно это именно ему пришла долгожданная весточка. А Кирилл Нагорный из Колыхманова (учитель Д.М. Пронин) читал письмо отца для всех нас. И мы с волнением ловили каждое слово. И вместе радовались, что одобрил отец поступок матери, взявшей в дом сиротку Валентинку.

      С золотыми косичками, в  платьице с ремешком, участница детского театрального объединения ИМЦ Аня Федотова (рук. Л.М. Парфёнова) была удивительно похожа на героиню рассказа «Гуси-лебеди». Это в одноимённой сказке сестрица побежала искать братца, и всё закончилось хорошо. А в рассказе К.Д. Воробьёва  героиня, ушедшая на поиски любимого, в отряд уже не вернулась. Мы смотрели на Аню и думали: такая тоже пошла бы. Слишком прямо смотрит она. Не просто говорит, но верит в каждое сказанное слово.

      Верил в то, что увидел на экране  отца-артиллериста, и Виталий Матросов из Саволенской школы (учитель И.А. Пудовикова). И кричал нам, и задыхался от чувств. И мы верили. Ну и пусть это кино. Теперь мы будем смотреть его другими глазами. Сколько их, не вернувшихся с войны, сколько пропавших без вести? И это их родные лица на экране. И каждый чей-то отец…

      А вы знаете, что и во время войны был театр? Выезжал с гастролями на передовую. Давал представления под огнём фашистских орудий. И играли даже Шекспира.

      Трудно представить? А мы смогли. Смогли потому, что вместе с Машей Голубевой из первой городской школы (учитель Т.С. Кондрашова) побывали на представлении. Вместе с ней, полдня отстояв на рыночной площади в надежде выменять хоть немного картошки, пошли в театр. Смотрели на истощённого, упавшего в голодный обморок артиста, который ни с чем вернулся с того же рынка, принеся назад свои никому не нужные башмаки. Вместе с ней твердили как молитву: «Только бы жил Гамлет!».

      И застыли все в ледяном безмолвии, слушая отрывок из рассказа «Ледяная статуя», который читал Иван Попа из Щелканова (учитель И.М. Лобанова). Слушали о матери, которая замерзала на лютом морозе, кутая грудного младенца в снятые с себя вещи. «Пусть весь мир превратится в лёд. Она вырвет сердце из груди и его теплом согреет дитя…». Мальчик читал так, что у нас, сидящих в тёплом зале,  на глазах, казалось, застывали слёзы…

      Наверное, нет таких слов, которыми можно выразить радость Победы. Да и как это – закончилась война? «Может быть, встать всем и заплакать?» – думает герой повести «Последние холода». Не понимает своим мальчишеским умом. Да и кто это в силах понять? Но заканчивая чтение отрывка, Андрей Копылов из Саволенской школы (учитель Е.С. Данина) делает один недетский вывод: «Войны кончаются рано или поздно, но слёзы долго не высыхают. Помните об этом, люди!».

      Какое счастье, что в наших школах учатся такие талантливые дети. Что учат их неравнодушные, чуткие педагоги. И пока будет так, память не умрёт. Она будет передаваться из поколения в поколение. Будет жить веками. И сейчас, когда мир так хрупок, нам особенно важно помнить, сколько горя принесла война.

      Конкурс закончился. Жюри подвело итоги. Победителями признаны Маша Голубева и Иван Попа, призёрами – Аня Федотова и Виталий Матросов. Но нельзя не отметить общий высокий уровень подготовки всех выступавших школьников.

      Огромное спасибо информационно-методическому центру, отделу образования, замечательным ведущим Никите Ильину и Лилии Алексеевой за чудесное мероприятие. Это не просто день памяти, но настоящий праздник слова, праздник юных талантов.

      Татьяна Кондратьева.

    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить
    Фраза дня
  • 2017-12-15

    Не надо ничего доказывать. Красоту видно, разум слышно, доброту чувствуешь.

    Топ статей

    Последние комментарии

    • Новости
    • О газете
    • Подписка
    • Архив номеров
    • Контакты